четверг, 10 ноября 2016 г.

В поисках гармоничной системы воспитания

Когда я, в первый раз в своей жизни, увидела на тесте для определения беременности две полоски – я разрыдалась от счастья.
Всю беременность я с дочкой разговаривала, читала ей вслух сказки и стихи, пела песни, слушала классику, отказалась от просмотра телевизора. Из моего рациона исчезли вредные продукты. И всю беременность, от самого первого дня и до самых родов, я молилась, благодаря за дочь и прося ей здоровья.
Когда я родила, я не испытывала никакой робости или страха. Всё воспринималось мною спокойно, как должное. Не получалось только туго пеленать, а в остальном всё было ровно. Она не казалась мне хрустальной вазой, до которой нельзя дотрагиваться. Дочь, кажется, тоже всё устраивало, она почти не плакала, сосала, спала, смотрела по сторонам и сладко-сладко улыбалась во сне.

Я прочла много книг во время беременности о том, как и что делать с ребенком до года. И до года почти во всех аспектах я в себе была уверена. Только вопросы здоровья выбивали меня из колеи. Да, у нас бывали и другие проблемы, например, дочь не признавала никакой еды, и питаться хотела исключительно грудным молоком. Прикорм мы смогли ввести только к восьми месяцам, и то это был просто стакан кефира вместо одного кормления. Я часто не могла уложить её спать. И, конечно, меня это очень раздражало. Но в целом, я была уверена, что несу для своего дитя только благо. Я занималась хозяйством или рисовала, она ползала или сидела рядом, играла с кастрюлями или кисточками. Мы с дочкой совсем не расставались и большую часть времени проводили вдвоем. Мне не было с ней тяжело, я от неё не уставала.
Но вот нам исполнился годик! Книг о том, что делать с ребенком после года у меня не было, но зато мы вышли из вакуума, мы стали гулять на детской площадке, и я узнала, о том, что должен уметь ребенок в год, о том, что после трех уже поздно! О том, что с года ребенку надо показывать развивающие мультфильмы и заниматься с ним по карточкам! И ребенок в год уже должен знать цвета и основные геометрические фигуры… Я поняла, что мать я, оказывается, никчёмная - время упущено.
Мы стали включать дочке канал «Мульт», я купила ей развивающие карточки и логопедический альбом, пока дочь спала я вырезала ей из картона геометрические фигуры. Где-то на просторах интернета я наткнулась на методику Марии Монтессори, но не найдя полного её описания, я взяла из нее лишь то, что всё должно быть в зоне доступности ребенка. Поэтому мы оборудовали в детской стол для лепки и рисования, сложили в настенные кармашки карточки на высоте её роста, я смастерила ей полочку из картона для хранения книжек, которую мы повесили тоже на уровне её глаз. 
Утро стало начинаться с того, что дочь бежала к телевизору. Сама его включала, и начинала кататься на своей горке. Ближе к обеду я оттаскивала её от телевизора на прогулку. По возвращению, после обеда, я раскладывала перед ней геометрические фигуры и нервно кусала губы, наблюдая за тем, как она жуёт, мнёт и раскидывает плоды моего труда. И только одно меня радовало, мне нравилось с ней рисовать, она могла часами творить за своим столиком. Развивающие карточки постигла бы та же участь, что и картонные геометрические фигуры, но они были такими яркими и красивыми, что я ввела табу на их поедание. Поэтому ими мы занимались не по долгу и на расстоянии.
Меня хватило на месяц. Телевизор меня раздражал, мультфильмы мне казались злыми, глупыми или аморальными, бесконечная реклама сводила меня с ума. Меня раздражало, что мой ребенок начинал переживать, беспокоиться, плакать и просить меня включить его обратно, стоило мне выдернуть шнур из розетки. Она становилась зависимой от этих мультфильмов, и я не выдержала. Мы отключили кабельное телевидение, и теперь по нашему телевизору показывали лишь серую рябь, позднее мы и вовсе его продали. С дидактическими материалами мы тоже покончили, я отдала их дочке на растерзание. Я сшила ей мягкую развивающую интерактивную книжку для развития мелкой моторики для того, чтобы она сама, как бы невзначай обучалась всем этим цветовым и геометрическим премудростям, так как моего терпения явно не хватало. Но мы с ней всё же занимались по карточкам, так как она сама постоянно мне их приносила, но наши занятия ограничивались тем, что мы называли изображённый предмет или животное. Мы много рисовали и читали, и так как дочь, оказывается, знала все семь цветов радуги и четыре геометрические фигуры (это выяснилось, когда она получила в руки свою развивающую книжку), то я решила, что мы соответствуем своему возрасту. Но тут мы стали ходить по гостям к таким же малышам и их мамам. И, о ужас! Оказалось, у нас совсем нет игрушек! Всё ведь познается в сравнении. У нас была одна юла, две расколотые неваляшки, курочки, клюющие зернышки, пара мячей, пирамидка, пара машинок, пупсик с соской, да пластмассовый конструктор, из которого было очень сложно что-то построить – кубики друг на друге не стояли. Был еще пакет с мягкими игрушками, ни одну из которых не покупали конкретно дочке, это были игрушки кем-то когда-то подаренные и теперь отданные в детское распоряжение.
Мы стали покупать игрушки, купили машину-толкач, прыгающего резинового осла, купили пазлы-вкладыши, лабиринты, шнуровку, пластмассовую посуду, инструмент, заводной самолет, раскраски, фломастеры, поющий телефон…
Оказалось, шнуровать нам ещё рано, пазлы и подавно на вырост. Фломастерами она изрисовывала себя с ног до головы, их пришлось убрать. Раскраски не вызвали интереса совсем. От телефона я сходила с ума, поэтому я постоянно его прятала от нее. С осла она упала в первый же день и больше к нему не подходила, интереса к машине хватало минут на десять.
Но тут появилась новая тема для размышления – все дети в нашем возрасте уже ходят в развивающие центры, а кто-то еще и в бассейн, а мы снова отстаем. Я узнала расписания занятий для малыша с мамой в ближайшем центре… и мы слегли с ангиной. За пять дней, что у дочери была температура под 40 градусов у меня было время подумать. Пока я караулила её температуру ночи напролёт, я много читала, искала, в том числе и об игрушках, и об игровом пространстве в целом. Наткнулась на вальдорфскую игрушку, вспомнила о существовании русских народных игрушек. И, хотя деревянная неокрашенная матрешка у нас была, я держала её до тех времен, когда дочь сама сможет участвовать в её росписи. Я начала искать информацию о вальдорфской педагогике, так как она меня очень заинтересовала. О ней написано довольно много, но очень абстрактно, в общих чертах. Ничего конкретного я тогда не нашла, зато я нашла замечательные игрушки – простые, деревянные. В игрушки я влюбилась, и сразу же заказала для дочери кое-что.


Прочла о вреде раннего развития! О том, какой непоправимый вред наносит детской психике просмотр телевизора! О вреде заводных и поющих, «самодостаточных» игрушек. Ещё прочла о том, что самое лучшее, чем может заниматься ребенок в этом возрасте – это делать домашние дела с мамой и играть. Дочери на этот момент было год и восемь, я осознала, что у меня нет никакой конкретной системы воспитания, и вообще, что я мама, стоящая на распутье. Ведь, как только я забеременела, я знала, что в детский сад я дочь не отдам, потому что я хочу видеть, как она растет, но подумать о том, как именно я буду воспитывать её дома, мне в голову не приходило. Ещё я поняла, что дети должны расти в традициях страны и семьи. И что у нашей страны больше нет традиций, и в наших семьях их тоже не осталось. Поискав информацию о славянских традициях в современной жизни, и не найдя ничего, кроме туманных исторических фактов, я плюнула на это дело. После выздоровления дочь всё чаще стала капризничать, а я раздражаться на её капризы и прихоти. Кроме того, я отчетливо стала понимать, что и хозяйка из меня так себе, потому что я не могла содержать наш дом в чистоте, часто не успевала вовремя приготовить ужин, могла забыть загрузить стиральную машину. Да и мать из меня не лучше, колышусь, как осина на ветру от одних идей к другим. В жизни нет никакого распорядка. Даже деньги я не умею распределять так, чтобы на всё хватало...  Вот в таком депрессивном состоянии меня и застало известие о том, что я беременна.
Ох, что тут началось! На УЗИ обнаружили гематому, и мне запретили поднимать тяжелое. Я, не отлучив дочь от груди, стала отучать её от рук! Никогда так не делайте! Это было страшной ошибкой! Выдержав трехчасовую истерику дочери, узнав о себе очень много плохого от посторонних людей, проходивших мимо, я отучила её от рук. Она ко мне на руки больше не просилась. Но на очереди стоял вопрос отлучения от груди, дочери было тогда уже два года, и я решила, что дальше откладывать некуда, ведь осталось не так много времени до появления второго малыша. Так вот, невозможно отлучать от груди, не беря ребенка на руки! В первый раз она прорыдала до полуночи, после чего, попросила меня уйти и не трогать её. Она отвернулась и заснула сама. На следующий день она рыдала около двух часов на улице, потому что хотела спать на качелях, да и пусть бы спала, но качели были неподходящие, она бы с них свалилась. На ночь она заснула, пока я чистила ей ушки после ванной. Эти два дня я, естественно, без конца носила её на руках. Когда с грудью стало всё понятно, я решила во второй раз отучать от рук, но на этот раз не сработало. Истерики, бесконечные истерики заполнили нашу жизнь. Кроме всего прочего, нам пришлось переехать. И хотя, я уже давно на всё наплевала, и носила дочь на руках, истерики не прекращались. День без истерик становился для меня праздничным и счастливым. Их было очень мало. Я хотела обратиться к психологам, но не нашла тех, кто работал бы с мамой и ребенком такого возраста. Я начала читать книгу Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». В ней очень много интересного, но касательно нашей ситуации я к сожалению, мало что нашла. Я пробовала не обращать внимания на истерику, пробовала сразу брать на руки и говорить, что люблю её, я раз через раз начала шлепать её по попе, иногда я начинала рыдать вместе с ней. Кроме того, что меня саму разрывало от горя, я со всех сторон слышала в свой адрес упреки. Посторонние люди, родственники все выражали свое неудовольствие поведением моей дочери и моей реакцией, какой бы она не была. Я не вывела никакого рецепта, как с этим справляться, мы это просто пережили. Всё начало проходить как-то, само собой. Я могу сказать только одно, чем меньше неопределенности в жизни ребенка, чем меньше новшеств и происшествий, тем он спокойнее. Ребенку нужна стабильность. Во всём.

Я уже даже и забыла о том, что хотела наладить у нас дома какую-то систему воспитания, когда, пролистывая новостную ленту в Контакте я наткнулась на книгу Елены Гринталь «Счастливая мама». Я довольно долго не решалась её купить, думала, что не найду там того, что ищу. Но, в конце концов, я её заказала и прочла. Да, это именно то, что было мне так нужно на тот момент. Инструкция по организации быта и воспитания в рамках конкретно взятой семьи. Многое из того, что там написано мне уже попадалось на просторах интернета, многое мне казалось очевидным, хотя оформленной мыслью стало только после прочтения книги. Книга помогла пазлам в моей голове собраться в одно целое! Я вдруг поняла, чего именно мне так не хватает:
1. Ритм дня, я и раньше пыталась жить по расписанию, но мне это не удавалось, забегая вперед скажу – что и до сих пор пока не удаётся. Ритм дня от обычного режима отличается тем, что тут главное не время, когда надо встать, поесть, погулять и т. д., тут важна последовательность действий. Действия эти должны идти друг за другом так, чтобы чередовалась концентрация и расслабление внимания ребенка. В вальдорфской педагогике это называется чередование вдохов и выдохов. Вдохом будет любое общение со взрослыми: принятие пищи, жестовые игры, совместное творчество, прослушивание сказки, чтение. В книге Е. Гринталь пишется, что прогулка будет выдохом, но для нас это тоже вдох, ведь ребенок много ходит и двигается, вы с ним постоянно что-то изучаете, рассматриваете, мама рассказывает бесконечные истории про листики, сосульки и снежинки… Выдохом же будет свободная игра и сон.  
2. Ритм года или эпохи. В вальдорфской педагогике их десять, каждая из них связана со своим временем года. Это именно то, что я так искала – традиции, связанные с природой и жизнью вокруг нас. Пусть эти традиции не нашего народа и даже не нашей страны, но они приближают нас к природе, делают крепче семьи и дают стабильность детям.
3. И самое важное! Мне не хватало осознания того, что детей не имеет смысла воспитывать! Дети всё впитывают, подражая взрослым. И пусть это прописная истина, известная каждому, до меня не доходил глубинный смысл этих слов. Это основная концепция вальдорфской педагогики, понимание которой расставляет всё по своим местам.
Я не могу сказать, что книга помогла мне решить какие-то проблемы, но она однозначно открыла мне глаза, я вдруг увидела всё происходящее в жизни нашей семьи совсем под другим углом.  Автор книги описывает свой собственный опыт домашнего воспитания детей, описывает, как ей удается вести хозяйство, так чтобы всё и везде успеть, делится названиями книг, откуда она черпала вдохновение и брала информацию.
Изначально я планировала взять из описанного опыта очень многое, но пока притормозила. Всё должно быть постепенным. Для начала мне нужно самой привыкнуть к ритму дня, прикипеть к нему душой, я уже перестала спрашивать у дочери хочет ли она кушать или гулять, или спать. Теперь я пою песенку, оповещающую дочь о том, что я сейчас буду делать и иду, например, застилать постель, или собирать игрушки. Сразу скажу, срабатывает пока через раз. Пока у меня самой не всегда получается следовать ритму дня. Но я всё-таки на седьмом месяце беременности, и я решила не корить себя за это слишком строго, просто каждый день я пытаюсь снова и снова. К слову сказать, ужин я теперь всегда успеваю приготовить вовремя, и бывают времена, когда мне по несколько дней удается поддерживать чистоту во всем доме, правда стоит один день что-то пропустить, как все возвращается на круги свои.
Эпохи я тоже решила для начала прожить сама. Я завела себе папку, куда сложила тексты игр на эпоху фонариков (эта эпоха проходит в ноябре), тексты сказок для рассказывания и даже купила руководство для творчества на ноябрь, но пока не могу его толком применить. Моя малышка ещё всё-таки очень мала. В вальдорфской педагогике принято вместе с ребенком весь месяц готовиться к празднику, который организовывается в конце каждой эпохи. Со многими предлагаемыми видами творчества я раньше не сталкивалась, например, лепка из натурального пчелиного воска или валяние из шерсти. Но я и не стремлюсь внедрить все аспекты этой системы в нашу жизнь. Хотя творчество в соответствии с эпохой мне импонирует, и вскоре я сама всему научусь, а потом и дочь подтянется. Пока мы только рисуем, лепим из пластилина и врезаем, а точнее изрезаем бумагу. Я обязательно сама попробую лепить из воска и делать витражи, как только к нам придут, заказанные материалы. 

Главное помнить, что начинать надо с себя. И пусть у меня многое пока не получается, и часто «опускаются руки», малыш, в моем животе, который становится всё активнее и, с каждым днем взрослеющая, дочь снова и снова напоминают мне, что им нужна творческая собранная мама, а не эта, лежащая кверху пузом, размазня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий