суббота, 3 февраля 2018 г.

О Рождестве, Новом Годе и смещении фокуса…


У каждого в сердце есть дыра
 размером с Бога, и каждый
 заполняет её, как может.

Это было 8 лет назад. Приближался Новый Год. Я всё своё время проводила тогда на работе, и, хотя я тогда ещё не зарабатывала больших денег, работа – это всё, что у меня тогда было.
Наш филиал находился в торгово-развлекательном центре, прямо около входа в продуктовый гипермаркет. И я могла созерцать из-за своего рабочего стола всю предновогоднюю суету и давку.
Как и все предыдущие дни, 31 декабря я никуда не спешила, я отпустила всех «своих» пораньше. Им это было нужно. А сама зашла в магазин за продуктами уже около десяти вечера. Взяла бутылку шампанского и ароматную курицу гриль (тогда меня ещё не смущало, что шампанское – это наркотический яд, как и любой другой спиртной напиток, а труп несчастной курицы перед тем как стать аппетитным, вероятно, плохо пах и был зелёным), и отправилась домой.
Дома меня ждала кошка Анфиса (я подобрала её в подъезде год назад, а она платила мне за это любовью и обгаженными углами). Убрав ароматные лужицы кошачьей мочи под дверью (ну, а что? Не всем же запах ёлки и мандаринов!), мы с Анфисой накрыли на стол, то есть я положила ей и себе по куску курицы, и устроились на диване ждать выступление президента.
Не знаю почему, но президент мне тогда показался ужасно ненастоящим, я подумала, что это грим в виде Медведевой головы на кого-то надели. За этими мыслями само выступление осталось неуслышанным.
Выпила, поела, взяла библиотечный томик Кена Кизи, прочла роман «Пролетая над гнездом кукушки», вымочила подушку слезами, уснула под утро.
Проснулась оттого, что Анфису тошнило курицей.
Утро первого января – непростое время. Нам с Анфисой пришлось помотаться, чтобы найти действующего ветеринара, работающую аптеку и такси по цене такси. К вечеру у нас было таки лекарство, шприцы и диагноз – отравление. Желудок кошки оказался слабее моего. Оставалось самая малость – сделать укол.
Анфиса орала, я её связывала, зажимала коленями, просила потерпеть, тыкала куда-то иглой… Не знаю, как бедное животное это выдержало, но к ночи ей стало легче. А второго января я вернулась к работе.
Ах, да! Ещё же Рождество! Рождество?! Что это за праздник-то такой? Подумаешь, Рождество! Рождества я не заметила, как не замечала его все предыдущие 25 лет.


Предполагается, что обряды и обычаи –
это продолжение веры.
 Однако же это работает и в обратном порядке:
возвращая обряды, мы рано или поздно
доберемся до Бога.


Неделя до Нового Года. Воскресенье. Храм. Идет служба. Я, мой муж и двое наших детей (дочка 3,5 лет и годовалый сын) стоим тут же, подле выхода. Поёт хор. Меня пробирает до мурашек, хочется плакать от счастья, чего не скажешь об остальных членах нашей семьи: сын хнычет, дочь просит отца выйти отсюда, муж кидает на меня недобрые взгляды.
Да, я подняла всю семью в семь утра и потащила всех на воскресную службу, вместо того, чтобы разбудить их около полудня манящими запахами из кухни…
А свекровь мне так сказала: «Мы, конечно, люди верующие, но во всём меру надо знать» Вот так.
Отстояв службу, мы вышли во двор храма слушать, как звонят в колокола. Тут уж все как-то просветлели, и на душе у меня стало необыкновенно легко.
Я стояла и наполнялась этими переливами, этим звоном, морозным воздухом, Богом… Я видела, как он касается лиц наших детей. И я понимала, что вот она Благодать, защита и опора. Если дети с молоком матери впитают любовь к Богу, если церковные обряды станут частью их жизни теперь, когда они не могут выбирать, то после эти обряды непременно обретут истинный смысл, они приведут детей к Богу…

На днях дочь спросила меня о только, что умершей кошке:
«Что с ней, мама?»
И если ещё год назад я впала бы в большое затруднение, обдумывая свой ответ, то теперь мне не пришлось ничего выдумывать.
«Она ушла домой, к Богу»
«Мы все его творения, и все мы однажды уйдём к нему»
«Время, отведенное её на земле, закончилось»
«Там, на небе, её душа прекрасно себя чувствует, я в этом уверена»
Таким образом, мне удалось ответить на, посыпавшиеся на меня, вопросы без каких-либо сложностей.
А однажды, дочь увидела сгоревший дом:
«Почему он сгорел?»
«Люди не смогли справиться с огнем»
«Почему не могли справиться?»
«Потому, что огонь — это целая стихия, и если он вышел из-под контроля, то всё сожжет на своём пути»
«Почему вышел из-под контроля?»
Этот разговор никак не мог закончиться и длился несколько дней. В конце концов, моя беспомощность меня опустошила. И тут вдруг, я вспомнила!
«На то была воля Божья»
Я прямо-таки закричала от радости, что нашла ответ, но дочь вернула меня на землю:
«Зачем Бог хотел, чтобы у них не было дома?»
«Он не хотел, но по-другому они его не слышали. Как ты меня иногда не слушаешься. Вот, к примеру, ты брата кусаешь, а я тебе тихонько говорю, чтобы ты так не делала. А ты занятия своего не бросаешь, меня не слышишь. Тогда я громче говорю, строго, а ты снова внимания не обращаешь. Ну тогда, я начинаю тебя ругать, а ты плачешь и просишь нормально с тобой разговаривать.
Так и люди, часто не слышат наставлений Отца Нашего, не живут по законам Божьим, не видят знаков и предупреждений. А оттого и воспитываются люди чаще всего страданием.»
Выслушав мою лекцию, она к великому моему удивлению, оставила эту тему и больше к ней не возвращалась. А я тогда подумала: «Как же нас вырастили без тебя, Господи! Как им удавалось нам всё это объяснять, вычленив Тебя из своей жизни?»
Мы стали ездить в Храм на воскресную службу совсем недавно, не больше года, а началось всё с того, что у нас подрастала дочь и недавно родился сын. Никаких традиций и обычаев в наших советских семьях не было, разве, что объедаться по праздникам, да пить водку на похоронах. А с появлением детей стало ясно, что традиции нужны любой семье, любому народу.
Я татарка по национальности, мусульманка. Меня нарекли в 15 лет, и это не имело для меня ровно никакого смысла, я даже родного языка не знала, и не знаю его до сих пор. А муж русский, христианин. Ни об одной, ни о другой религии мы ничего не знали, боялись заходить в мечеть и в церковь, дабы никого там не смутить своим невежеством.
Детей мы нарекли, сложно сказать, зачем мы это сделали, нам этот путь показался проще, не хотелось возиться.
Мы не читали Библию или Коран, мы не знали ни одной молитвы и стеснялись говорить о Боге (Ну мы и сейчас, конечно, не далеко от этого ушли.)
Не имея своих традиций, я стала искать чужие, а вдруг, нам какие-то да подойдут.
Путь был такой: естественное родительство – славянские традиции, основанные на язычестве – вальдорфская педагогика с её эпохами – разумное материнство, основанное на ведических знаниях – Христианство.
Как ни крути, но всё вело меня к Богу, и привело-таки. На поиски ушло почти два года, но я думаю, что сам путь только начался. С обрядами пока беда, а про лестные комментарии окружающих я вообще молчу.
Однако, скоро Рождество, и у меня масса планов. Хочется быть на службе, хочется показать детям спектакль о Рождестве Христове, положить под Ёлку подарки, и саму Ёлку украсить как раньше, до того, как ёлка стала новогодней, а была ещё рождественской, с Вифлеемской звездой на макушке, с золоченными орехами, с пряниками и конфетами, чтобы дети могли насладиться всеми этими радостями. А наутро славить Христа! Мы уже выучили толпарь Рождества Христова, чтобы прочесть его шестого за трапезой, перед службой…
Ах, да совсем забыла! Ещё же Новый Год! О чём этот праздник? Он больше не привязан к Солнцу, а потому утратил свою знаковость, да ещё и приходится на самый напряжённый период рождественского поста. Я и раньше не была его большим поклонником, а теперь вот вынуждена его как-то включать в нашу жизнь, ведь деды Морозы атакуют юные сердца, дарят пустяковые подарки, приходят со снегурочками и приносят веселье. Новый Год в нашей стране - это какая-то мешанина, как по мне. В Европе, есть Рождество, оно отмечается в ночь с 24 на 25 декабря. В ту ночь приходит Санта Клаус и дарит детям, что хорошо себя вели весь год, подарки. У него нет никакой снегурочки, я не замечала, по крайней мере. И ёлку они ставят на Рождество… У нас ведь было так же сто лет назад.

В общем, с Новым Годом многое пока не ясно, ясно только то, что это второстепенный праздник, на который в нашей семье будет полагаться чаепитие, пост ведь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий